Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Версия для слабовидящих/обычная

Как научить ребенка плавать

Уважаемые родители! Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. В идеале – научиться плавать раньше, чем ходить! Что же даёт ребёнку плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребёнка полезней, чем плавание, природа пока ещё не придумала!

Польза от систематических занятий в воде:

· вызывают у детей положительные эмоции;

· способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

· способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата;

· стимулируют обменные процессы;

· положительное воздействуют на нервную систему;

· улучшают аппетит, сон

· повышают общий тонус организма;

· развивают координацию и вестибулярный аппарат;

· формируют правильную осанку;

· профилактика ЛОР заболеваний, плоскостопия.

Плавание один из самых лучших, здоровых и наименее травмаопасных видов спорта!

Купание, по мнению многих родителей, – это дополнительная угроза простуд, отитов, насморков. А ведь оздоровительные, по-настоящему целебные свойства детского плавания описаны в сотнях книг, подтверждены исследованиями многих учёных, наблюдениями педиатров. Уже общеизвестной стала мысль о том, что водная среда – родная для новорожденного.

И в тоже время в стране в результате несчастных случаев на воде ежегодно погибает несколько тысяч человек, в том числе до 25% детей. Из 16 видов несчастных случаев, связанных со смертельным исходом, гибель на воде занимает второе место.

Так как же оградить ребёнка от несчастного случая на воде?

Есть только единственный способ – научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя принимать решение приступать к занятиям по плаванию с ребёнком немедленно. "И малышу польза, и нам спокойнее", - резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребёнок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды!

Инструкторы по плаванию, работающие с детьми, знают, как трудно некоторым малышам решиться первый раз войти в бассейн. Есть дети, панически боящиеся воды, тем более, если знакомство с ней происходит вне дома, в присутствии чужих людей. Каждый ребёнок ежедневно умывается. Тем родителям, чьи дети умываются с нежеланием, побаиваются водяных брызг, советую проявить терпение и настойчивость, добиться того, чтобы малыш охотно умывался, и только потом уже приступать к обучению плаванию в «домашнем бассейне». Часто бывает и так: ребёнок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне детского сада, но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина, "высокое” небо, множество купающихся. Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду. Постепенно, шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер.

Как научить ребёнка не бояться воды?

Есть ли средство от страха? Конечно! Оно в нас самих, в наших детях, в нашем воспитании, отношении к людям, к жизни.

Многие родители, зная, что плавание очень полезно для здоровья и физического развития, стараются, как можно раньше научить ребенка плавать. И многие при этом испытывают трудности. Постараюсь дать совет, как преодолеть этот барьер.

Тело человека состоит преимущественно из воды. Что же позволяет человеку не тонуть? Конечно воздух! А воздух у нас находится, в основном, в лёгких. При задержке дыхания на полном вдохе тело само легко всплывает на поверхность воды, а на полном выдохе — тонет. Поэтому, пока мы дышим, мы будем держаться на воде.

Психологами установлено, что главная опасность на воде это не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Вообще, неправильное воспитание – это одна из наиболее распространенных причин. Например, родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребёнка в обучении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться, заставлять насильно что-либо выполнять и т.д.

Ещё чаще бывают такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребёнок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что ему попадает вода в рот, в нос, уши. Вместо того, чтобы поддержать своего ребёнка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребёнка вдруг появилось желание пойти на занятие, он видит, что его сверстники выполняют уже более сложные, по его мнению, упражнения. Если ребёнок мнителен, то у него закрепляется еще больший страх перед водой и пропадает желание посещать бассейн.

Без труда не выловишь и рыбки из пруда! Ваша главная задача — НЕ НАПУГАТЬ малыша! Как показывает опыт, родители пугаются сильнее, чем сами нырнувшие дети. Ваше спокойствие и ровная, радостная поддержка малыша – залог его быстрого и успешного освоения водной стихии. Поэтому, СПОКОЙНО вынимаем малыша из воды, УЛЫБАЕМСЯ ему в лицо (превозмогая и подавляя свои страхи и нервозность). Если малыш захлебнулся, не паникуйте, дайте ему возможность откашляться, прочихаться. Спокойным и радостным голосом хвалите ныряние малыша и выказывайте ему своё восхищение. Ваше ровное и спокойное поведение (голос, жесты, внутреннее состояние) всячески демонстрирует обычность и нормальность ситуации с погружением под воду. Напугаете ребёнка при первом, даже случайном, нырянии — останется страх у него перед водой на долгое время!

Как же преодолеть чувство страха?

1. Приучать ребенка к воде нужно с помощью собственного примера. Дети всегда безгранично доверяют родителям.

2. Как можно больше играйте с ребёнком в воде. Положительные эмоции – наши главные помощники!

3. Если ребёнок боится опускать лицо в воду, купите очки для плавания.

4. Никогда не заставляйте ребёнка делать что-либо в воде силой. Не давите на него.

5. Ни в коем случае не бросайте ребёнка в воду. Мол, захочешь выжить поплывёшь. Ребёнок еще больше будет бояться воды и потеряет веру в родителей.

6. Никогда не смейтесь над страхами ребёнка.

7. Никогда не сравнивайте его с другими детьми, которые лучше плавают. У ребёнка возникнет комплекс неполноценности.

8. Не показывайте ребёнку свой страх.

9. Не рассказывайте другим при ребёнке о его страхах и опасениях.

10. Купайтесь вместе с ним, играйте, резвитесь, плескайтесь, а обучение доверьте специалисту.

Самое главное – будьте терпеливы! Ваши главные помощники – это воля, умение держать себя в руках, контролировать свои поступки и эмоции. В этом мы должны убедить наших детей, и тогда всё будет хорошо! Со временем ребёнок победит свои страхи, привыкнет к воде и начнёт получать удовольствие от плавания. Раньше или позже – не имеет значения. Главное – РЕЗУЛЬТАТ!

Как приучить ребёнка к воде в домашних условиях?

Учиться плавать можно и в море, и в озере, и в бассейне, и даже в обычной домашней ванне. Обучение в домашней ванне особенно важно для несмелых малышей. Ребёнок выполняет упражнения в небольшом объёме воды, в знакомых для него условиях, в присутствии родителей, с любимыми игрушками. Это прекрасная психологическая защита при его знакомстве с водой и удобные комфортные условия для обучения.

1.Предложите ребёнку зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо любимой кукле, затем себе. Прочитайте во время этого задания веселое стихотворение «Нос, умойся».

Кран, откройся, нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши.

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

2.Затем покажите ребёнку, как поливать голову водой и брызгать себе в лицо (делать дождик).

3.Предложите ребёнку постоять под душем, не закрывая глаз, не вытирая ручками лицо. Скажите, что капельки ласково гладят его по щёчкам. Выучите кричалку:

Лейся, лейся, дождик!

Я не сахар!

Я хочу расти, расти!

Я не коржик!

Не боюсь я сырости!

Если ребёнок категорически противится выполнению этих заданий, сделайте шаг назад. Не торопясь, поливайте из кувшина или из душа воду на лицо, шею и голову ребёнка. Он не должен стряхивать воду руками, резкими движениями головы или закрывать глаза. И главное: никакого насилия, только ласковые уговоры и разумные объяснения!

4.Предложите малышу спрятать плечи под воду. Положите на воду небольшую лёгкую игрушку (теннисный шарик, кораблик, мячик). Малышу надо встать так, чтобы его подбородок касался поверхности воды. Пусть он сильно подует в сторону игрушки. Подскажите, что при выдохе губы должны быть в виде «трубочки». Дуть нужно до тех пор, пока в лёгких не останется воздуха. «Делаем сильный ветер».

Как по речке по студёной

Плыл кораблик золочёный,

В ярких праздничных цветах,

На раздутых парусах.

5.Погружение в воду с головой совершается с задержкой дыхания на вдохе. Объясните ребёнку, что в воде могут дышать только рыбки, осьминожки, морские коньки, крабы и т.д., человек под водой дышать не может. Если человек начнёт дышать в воде, вода попадет в нос и в рот, придётся её выплёвывать. Поэтому перед погружением с головой надо научить ребёнка сделать вдох, плотно закрыть рот и задержать дыхание (на суше). Когда упражнение освоено, попросите малыша, сделав вдох, наклониться над водой, опустить в воду лицо. После непродолжительной паузы пусть он поднимет лицо из воды. Подержите ручки, не давая протереть глаза. Нужно подождать, когда вода стечёт с лица. Побуждайте ребёнка с каждым разом всё дольше находиться под водой. Предложите игры «Прятки» (закрыв лицо руками, сначала один из родителей опускает лицо в воду, а потом ребёнок), «Спрячься от жучка» (когда жучок садится на голову, нужно спрятаться от него под воду):

Жучок-паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай, прячься под воду.

Помните, что психологически очень важно, чтобы ребёнок окунулся в воду самостоятельно!

6.Поиграйте в «Водолазов». Бросьте на дно несколько тонущих игрушек, морских камешков. Пусть ребёнок посмотрит, как они выглядят под водой. Спросите его, какого они цвета и отличаются ли он от цвета «на суше». Попросите малыша сосчитать игрушки и выбрать самую любимую. Попросите ребёнка достать их, опустив лицо в воду. Или посмотрите картинки в книжке для ванн (опустите книжку под воду, ребёнок под водой должен рассмотреть картинку).

7.Далее научите ребёнка выполнять выдох в воду. Сначала предложите ему присесть так, чтобы его губы находились на уровне поверхности воды, и вспенить её при выдохе («Весёлые пузырьки»). Затем, погрузившись до уровня глаз, сделать выдох. Только после такой предварительной подготовки приступайте к выдоху в воду с погружением в воду всего лица, а потом и головы. Следите, чтобы рот был прикрыт (губки трубочкой), т.к. дети обычно выдыхают воздух широко раскрытым ртом, а это ошибка. Когда ребёнок научится делать выдох, попросите его сделать 5-8 выдохов подряд. Старайтесь делать это упражнение по нескольку раз на каждом занятии (очень хорошее упражнение для профилактики простудных заболеваний).

7.Теперь учим ребёнка ложиться в воде на грудь и выпрямлять ноги. Предложите ему встать на четвереньки и, вытянув ноги назад, остаться в опоре на руках. При этом ноги всплывают, пятки показываются на поверхности воды. Если ребёнок самостоятельно не может выполнить задание, надо помочь ему: взять за нижнюю часть голеней и оттянуть назад до полного выпрямления. Немного придержите его в этом положении, иначе ребёнок тотчас же вновь подогнёт ноги.

8. Учимся ложиться на спину. Для этого ребёнку надо присесть, затылок положить на ладонь взрослого (смотреть ему в лицо), поднять живот и вытянуть ноги. Родители одной рукой удерживают затылок ребёнка на воде, а другой приподнимают подбородок, чтобы вода не попала в лицо.

Дорогие родители! Вместо просмотра телевизора, игры на компьютере – сходите с ребёнком в бассейн. Польза для здоровья и положительные эмоции – гарантируются!

 
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №70 комбинированного вида»
городского округа города Первоуральск Свердловской области