Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Версия для слабовидящих/обычная

Консультация Аникиной О.В., учителя - логопеда ДОУ № 41

«Отвечая на ваши вопросы…»

Мне, как учителю-логопеду, часто приходится отвечать  на вопросы взволнованных родителей о развитии речи детей.  Внимание родителей привлекают речевые погрешности дошколят. Приведу в пример несколько вопросов наших мам:

- Я обратила внимание, что мой сын, которому 3,5 года, неправильно разговаривает. Он может сказать: «Масина поехала» или «светы ластут». Пройдёт ли это  само по себе или нужны специальные занятия?

- Моей дочке 5 лет, но она не может пересказать даже самую простую сказку. Это нормально или нет для её возраста?

-С недавнего времени мой сын стал много и часто говорить и  я заметила, что он неправильно изменяет слова, может  сказать «играю мячика»  или «кушаю кашки» Что мне делать? Сыну скоро будет  3 года.

 

Чтобы разобраться в этих ситуациях, родителям нужно знать, каким образом развивается речь детей, какие речевые особенности характерны для каждого периода дошкольного детства. Попробуем разобраться вместе.

 

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно  дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово?

А сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

Какой должна быть речь ребёнка? (грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой, ясной и чёткой).

Но что же мы видим на самом деле?

По данным российских учёных от 15 до 30 % дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят:

  • Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
  • Бедная речь - недостаточный словарный запас
  • Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов»  А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
  • Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

И это как раз та ситуация, которую нам описывают мамы.

 

Что ребёнок должен знать и уметь в каждом определённом возрасте?

Предлагаю ознакомиться с краткой возрастной характеристикой появления и совершенствования грамматических категорий и связной речи детей от 3 до 7 лет.

Ребёнок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи), согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко), согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла), склонение существительных (игрушке, игрушкой).

Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов.

Своё развитие получает в этом возрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простыми распространёнными предложениями, может описать предмет 2-3 предложениями.

 

К 5-ти годам дети начинают осваивать образование множественного числа родительного падежа существительных (одна кукла - много кукол), согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (видела полосатых котят, играю с полосатыми котятами). В большинстве случаев на пятом году жизни ребёнок правильно употребляет предлоги пространственного значения (в, на, под, у, около)

Словарный запас пополняется определениями (смешной, отличный, неряшливый) и глаголами повелительного наклонения (встать, лежать). Активный словарь пятилетнего ребёнка составляет 2500 – 3000 слов. Ребёнок свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам (одежда, мебель, посуда, овощи и т.д.)

В этот период происходит становление монологической речи. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, способны пересказать сказку, короткий рассказ. На пятом году жизни совершенствуются средства выразительности высказывания: темп, высота и сила голоса.

На шестом году жизни в речи ребёнка присутствуют все части речи. Он умеет образовывать слова с помощью суффиксов (футбол - футболист), приставок (ехал - приехал), уменьшительно-ласкательные формы (мяч-мячик). Правильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа (много стульев, окон, песен).

К шести годам ребёнок углубляет и уточняет свои познания об одном и том же предмете. Он может охарактеризовать предмет по разнообразным качествам: величина, форма, цвет, вкус. материал изготовления, сфера применения. (Это яблоко. Оно круглое, зелёное, большое, сладкое. Это фрукт, его едят).

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, он может вообразить события, предшествующие изображённым на картине, и последующие.

Дети семи лет употребляют все части речи, в том числе причастия (игравший) и деепричастия (вставая). Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе (красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы). Правильно употребляют родительный падеж множественного числа существительных (много стульев, гусей, мест, зим).

Употребляют не только простые, но и сложные предложения (Не пойду гулять, потому что… Помогу, если…). Дети этого возраста правильно согласовывают слова в предложении. Самостоятельно образовывают однокоренные слова (зима - зимний, лес-лесник-лесовик).

Речь детей насыщена обобщающими словами (посуда, мебель, инструменты, овощи, фрукты, домашние и дикие животные). Активно используют синонимы (простой - несложный, чужой - неродной, воин-боец) и антонимы (горячий - холодный, храбрый - трусливый). Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов (Ключ – это…).

У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями, способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно, последовательно и связно.

У каждого из вас была возможность сравнить речь своего ребёнка с показателями возрастной нормы. Но самое главное – не забывайте, это всего лишь ПРИМЕРНЫЕ СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ речевого развития, а ваш малыш – единственный и неповторимый и его путь развития это его ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ путь развития. Пусть на этом пути маленький человек преодолеет все препятствия, а мы – взрослые ему в этом поможем.

С уважением, учитель-логопед  Аникина Оксана Витальевна

 

 

 
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №70 комбинированного вида»
городского округа города Первоуральск Свердловской области